Новости

Почта идет ва-банк

19.02.2014
Почта идет ва-банк

 

Почта России» готова до конца текущего года купить банк, который будет выдавать кредиты населению. Об этом в пятницу, 14 февраля, сообщил директор департамента отраслевых проектов Минкомсвязи Алексей Доронкин, выступая на заседании комитета по финансовым рынкам Госдумы.
 
Находящийся «в критическом состоянии», как сказано в проекте стратегии развития ФГУП, национальный почтовый оператор решил создать Почтовый банк, который будет оказывать кредитные услуги и принимать депозиты. По мнению авторов стратегии, «Почта России» может уже до конца 2014 года приобрести организацию с банковской лицензией. В этом случае с 2018 года более половины прибыли оператора будет формироваться за счет банковских услуг.
 
Основные проблемы «Почты России» хорошо известны. Это изношенная инфраструктура, неэффективные процессы, низкий уровень заработной платы и квалификации работников. Авторы стратегии предлагают провести «масштабную трансформацию» из «субсидируемого почтового оператора» в «самоокупаемый почтовый бизнес» по примеру национальных почтовых операторов других стран, таких, как Deutsche Post (Германия), PostNL (Нидерланды), La Poste (Франция) и Poste Italiane (Италия).
 
Трансформация западных компаний занимала 10-18 лет, но «Почта России» рассчитывает уложиться в пять лет. Главные направления преобразований – повышение качества услуг, модернизация логистики, акционирование (в 2014 году), создание Почтового банка и развитие банковских услуг, а также предоставление госуслуг.
 
Чтобы понять, насколько реалистичны эти планы, мы опросили наших экспертов.
 
Евгений Надоршин, главный экономист АФК «Система», советник министра экономического развития РФ:
 
«Почту России» пытали «поженить» с банком достаточно давно и неоднократно. Были и разные кандидаты, и разные команды. Но идея, к сожалению, полноценного проекта с банком не получилось.
 
– Впервые о создании Почтового банка заговорили еще в 2007 году. После кризиса предполагалось, что ВЭБ создаст крупнейший розничный банк в России на базе санированного им «Связь-банка» и ФГУП «Почта России» с привлечением частного инвестора. Но дальше написания бизнес-плана дело не пошло. Почему к аналогичной идее вернулись именно сейчас?
 
– Сегодня можно купить банк недорого. Но все равно, придется вложить огромные усилия и существенные средства, чтобы этот банк начал приносить прибыль в рамках «Почты России». Это будет очень тяжело сделать, учитывая, что основное достоинство, – и одновременно главный недостаток «Почты» – большое количество отделений. Разветвленная сеть филиалов не всегда рентабельна.
 
Есть еще важный момент. В последнее время доходность банковского бизнеса, мягко говоря, не росла, а если быть прямолинейным – снижалась, несмотря на бум кредитования. Зарабатывать деньги банкам стало непросто.
 
– Вы считаете, Почтовый банк реально сделать рентабельным?
 
Будет удивительно, если «Почта России», которая сама не может зарабатывать деньги, найдет средства на то, чтобы купить банк, докапитализировать его, сделать все дешево, чтобы новый банк был конкурентоспособен на рынке, и добиться его эффективной работы.
 
Боюсь, что это вызовы, на которые «Почте России» тяжело дать ответ. По крайней мере, в лучшие времена, с лучшим экономическим прогнозом в отношении финансовых услуг и финансового сектора, сделать это не получилось. Я не вижу причин, по которым это должно получиться сейчас. Конечно, «Почта» может купить банк, но что ей удастся сделать его прибыльным – я не уверен.
 
– Комитет Госдумы по финансовым рынкам не поддерживает оказание «Почтой России» посреднических финансовых услуг. «В целом мы поддерживаем этот законопроект, потому что реорганизация нужна. Но именно к тому, какие функции «Почта России» собирается взять, у нас есть вопросы. У нас 26 тысяч ломбардов и 16 тысяч микрофинансовых организаций. Зачем нам нужна почта в виде финансового посредника?» – заявила глава комитета Наталья Бурыкина. Какие вопросы вызывает «банковская» трансформация национального оператора?
 
– Надо понимать: мы, возможно, входим в полосу стагнации или рецессии. Она будет сопровождаться дополнительными проблемами и в банковском секторе. Поэтому выдавать много кредитов, осуществлять много каких-то других банковских операций, возможно, будет непросто. Не говоря о том, что в секторе останется большое количество конкурентов, которые станут бороться за выживание, и поэтому придется предоставлять банковские продукты лучше, чем другие.
 
В этих условиях развитая филиальная сеть – палка о двух концах. Она может помочь, но ее дорого содержать. В России давно были бы банки с сопоставимым количеством отделений, если бы это было рентабельно. Но такой банк только один, да и тот – наследие Советского Союза. Замечу: у «Сбербанка» отделений все же в разы меньше, чем у «Почты России».
Поэтому я критически отношусь к этой идее. В нынешних условиях – как в экономике, так и в финансовом секторе – с учетом, что происходит с рентабельностью банковского бизнеса и банковской сферы вообще, я в эту идею не верю.
 
– Но «Сбербанк» рентабелен, разве нет?
 
Даже «Сбербанк» неявно государством поддерживается. Поэтому вполне может получиться, что «Почта России» купит банк, и будет оказывать банковские услуги, но они будут убыточными. Этот вариант видится мне достаточно правдоподобным.
В этом случае получится такой большой социальный банк. Но тогда возникает вопрос: зачем в стране два больших социальных банк, и что делать со «Сбербанком»?
 
Социальный банк такого масштаба нужен только один. Я соглашусь, что, возможно, естественнее его было бы делать в рамках «Почты России» – если мы хотим видеть банк, выполняющий основные функции в любом уголке Российской Федерации. Но, боюсь, большой прибыли эта затея приносить не может…
 
Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:
 
Руководство страны поставило перед новыми топ-менеджерами «Почты России» задачу существенно повысить эффективность этой структуры. В ней много чисто почтовых проблем, связанных с отправкой корреспонденций и посылок, с интеграцией этих потоков с онлайн-торговлей. Тем не менее, есть стратегия развития, она обсуждалась на правительстве, и постоянно корректируется. Можно сказать, «дорожная карта» трансформации национального оператора существует, и с точки зрения традиционных услуг, которые почта всегда оказывала, вполне реалистична.
 
Часть этой стратегии направлена на то, чтобы превратить «Почту России» в нечто конкурентоспособное за счет оказания финансовых услуг населению. Как раз этот раздел связан с идеей включить в структуру «Почты России» кредитную организацию или финансовый институт, который имел бы банковскую лицензию на открытие депозитов, прием вкладов, на выдачу кредитов, в том числе микрокредитов, на потребительское кредитование.
 
На мой взгляд, это правильный шаг. Во многих ведущих странах мира почты давно не являются институтами связи в чистом виде. Они предоставляют комплекс услуг, в котором непременно есть и финансовые. Посмотрим, как это получится у нас. По крайней мере, у руководства «Почты России» эта идея остается в качестве рабочей.
 
– Как выглядит текущая ситуация, в которой начинается реорганизация «Почты России»?
 
Насколько я понимаю, ситуация описывается несколькими тезисами.
 
Первый – «Почта России» хотела бы осуществлять банковскую деятельность, потому что такова мировая практика самых продвинутых почтовых служб, они этим занимаются и зарабатывают достаточно неплохо. Тем более, в России определенная прослойка населения – особенно люди старшего возраста – сохраняют доверие именно к почте, и если почтовые отделения будут выполнять роль отделений «Сбербанка», дело может неплохо пойти.
 
Кроме того, в России есть достаточное количество малых городов и населенных пунктов, в которых отделений «Сбербанка» нет, а почтовая связь существует. Было бы логично – с точки зрения продвижения финансовых услуг населению – придать «Почте России» банковские функции. Но сделать это надо так, чтобы почтовые отделения не конкурировали с имеющимися банковскими, а дополняли их, и покрывали сетью финансовых услуг всю территорию страны.
 
Второй тезис – «Почта» собирается все это делать в тесной координации с Центробанком. Известно, что идея о включении в структуру оператора кредитной организации постоянно обсуждается с Банком России, и ничего без одобрения регулятора «Почта России» в этом направлении делать не будет.
 
Третий – в самом Центробанке нет окончательного видения, как придать «Почте России» банковские функции. Основанных вариантов два. Либо постепенно выращивать при почтовых отделениях этот комплекс услуг, смотреть, как под него создается инфраструктура, и потом предоставить какой-либо дочерней компании «Почты России» банковскую лицензию, либо покупать банк по рыночной цене.
 
Какой вариант предпочесть, пока неочевидно. В том числе, с учетом обстоятельств в самой банковской системе. Еще далеко не закончена ее зачистка Центробанком, и потому цена банков сильно гуляет. В самом банковском секторе тоже достаточно проблем, в том числе у тех организаций, которые занимаются оказанием финансовых услуг населению.
 
Наконец, еще одна проблема заключается в том, что в секторах наиболее востребованных у населения услуг – банковских депозитов и микрокредитов – «Почте России» придется столкнуться с серьезной конкуренцией.
 
– Какие шаги со стороны «Почты России» мы увидим в ближайшее время?
 
Думаю, национальному оператору предстоит провести серьезный мониторинг рынка финансовых услуг, чтобы понять, какие позиции на нем сегодня наиболее востребованы. А просто сказать, что мы хотим создать банк, и будем оказывать финансовые услуги – это немного самонадеянно. Работа предстоит тяжелая и скрупулезная, чтобы найти окончательное решение, потребуется полтора-два года.
 
Тем не менее, сам замысел не вызывает идиосинкразии. Если все выстроить по уму и корректно, не вызывая межбанковскую конкуренцию, я не исключаю, что проект может быть реализован.