Новости

«Ваши посылки тоже швыряют, смиритесь»: откровения работницы «Почты России»

26.05.2018
«Ваши посылки тоже швыряют, смиритесь»: откровения работницы «Почты России»
Наверное, нет такого человека, который хоть раз не проклинал «Почту России». Письма теряются, посылки швыряются, сотрудницы ругаются, а в самих отделениях вообще творится мрак и ужас — очереди, тлен и полный беспредел. На условиях анонимности мы поговорили с работницей одного из почтовых отделений и выяснили, почему у них всё так плохо.
 
О воровстве на почте
 
Честно признаюсь — бывает, что из посылок пропадают вещи. Но как это делается, я не представляю. Когда вы приходите отправлять посылку, ее упаковывают в фирменную тару. Каждая из этих коробок подотчетная и стоит денег. То есть не получится просто открыть посылку, вытащить из нее понравившуюся вещь, взять такую же коробку и засунуть в нее. Если вскрывать коробку, то обязательно будут видны следы повреждений на упаковке.
 
С другой стороны, многие клиенты невнимательно следят за отправкой. Они или не дожидаются, пока посылку упакуют при них, или ничего не говорят, когда ее уносят оклеивать в другое помещение. Понятно, что там может произойти всё, что угодно.
 
Часто работники почты отказывают в составлении описи, причем предлоги самые надуманные. Один из них — «у нас это не делается», но это не так. В почтовых правилах указано, что при желании клиента опись возможна. Причем она обязательно должна быть в двух экземплярах: один кладется в посылку, второй остается у отправителя. Важно помнить, что опись без второго экземпляра не имеет силы.
 
Поэтому при отправлении правильный алгоритм такой: приносим посылку на почту, требуем, чтобы ее упаковали при вас, взвешиваем, составляем опись в двух экземплярах. Один кладем в посылку, второй храним у себя до тех пор, пока адресат ее не получит.
 
Случай с телефонами
 
Около двух лет назад из Китая массово заказывали телефоны одной определенной марки. Этот телефон по весу четко соответствовал граненому стакану. И как вы думаете, что приходило в посылках тем, кто телефон заказал? Да-да, те самые стаканы. Причем, каким образом это делалось — непонятно никому до сих пор. Следов вскрытия нет, нет отметок о повреждениях, вес совпадает, все идеально. Просто внутри стакан.
 
Люди, получившие эти стаканы, приходили к нам, возмущались, но предъявить по факту ничего нельзя даже в пунктах выдачи — сотрудники посылки не открывают, отправления соответствуют и по весу, и по целостности упаковки. Это была загадка века. Через какое-то время эта ситуация с телефонами прекратилась так же внезапно, как и началась.
 
О швырянии посылок
 
После того, как посылку упаковали, ей присваивают ШПИ — штриховой почтовый идентификатор. Это тот самый трек-номер, по которому можно следить за перемещением вашей посылки. Дальше она попадает в сортировочное отделение, где посылки сортируют по направлениям: в Москву, Ростов, Уярский район и так далее. Отправления грузят на спецтранспорт: есть трактовые машины, есть трактовые поезда, есть даже самолеты — в зависимости от дальности.
 
Загружают на него все вручную, так же, как и разгружают. Специально прыгать по посылкам никто не будет. Но и бережно носить каждую в руках, нежно прижимая к себе, тоже никто не станет. Как любой грузчик любую тару. В сети попадаются ролики, как синие пластиковые ящики с логотипом почты России перебрасывают друг другу и они падают на землю. Будьте спокойны — в такой таре отправляются письма, а не посылки. Бумаге не страшно. С другой стороны, и коробки с посылками, порой, тоже швыряют и перебрасывают из рук в руки. Грустно, но, увы — это человеческий фактор. Просто смиритесь, никто не застрахован от потерь, повреждений и прочих неприятных вещей.
 
О хрупких посылках
 
По правилам, нельзя отправлять хрупкие вещи — либо нужно их очень-очень тщательно упаковывать. Иначе это может кончиться плохо, учитывая способ погрузки и транспортировки.
 
Еще один забавный случай. Один товарищ на Дальнем Востоке купил консервированных змей в спиртовом растворе — то ли сувенир, то ли лекарство в большой круглой бутылке. И отправил его почтой в Сибирь. Где-то в дороге эту посылку повредили — неудачно бросили или она сама упала. И она, как бы это сказать помягче... Стала пахнуть. Когда прибыла к нам, то воняла уже так, что запах чувствовали не только мы, но и жильцы пары этажей над почтой. И вот она стоит, ароматы с каждым часом всё ужаснее, а сделать с ней ничего нельзя — мы обязаны доставить ее адресату. А он за ней все не шел, чуял, наверное, что уже не ст?ит.
 
В общем, так и лежала она в самой дальней кладовке, пока не вышел срок хранения. Потом выкинули. Теоретически змей могли вернуть отправителю, но сомневаюсь, что кто-нибудь в здравом уме так поступил бы. Брр, до сих пор помню этот запах.
 
Как правильно получать посылки, чтобы не остаться с носом
 
Когда вы приходите забирать посылку, на почтовом отделении сначала требуют расписаться в получении, а только потом её выдают. И это категорически неправильно, но так делается почти везде. Зачем почтовые работники так хитрят? Затем, что человек расписывается под строчками «С верным весом и исправной упаковкой посылку получил». Расписались — и работнику почты все ваши претензии уже не страшны.
 
Поэтому запоминайте: сначала берем посылку в руки и осматриваем — нет ли следов вскрытия. А они бывают, и довольно явные. Потом просим, чтобы при вас ее взвесили. Сверяемся с весом, указанным на бланке. Если вес не совпадает, это повод бланк не подписывать и писать претензию, не открывая посылку.
 
И только убедившись, что следов вскрытия нет и вес совпадает, расписываемся в получении. А открыть посылку перед росписью вам никто не даст, потому что обратно ее не запакуешь и не докажешь потом, что это не ты помял или украл содержимое.
 
А что делать, если посылку в дороге все-таки повредили?
 
Посылка с повреждениями называется актированной. Если выглядит она не очень или имеет неверный вес — оператор любой ценой захочет с себя этот головняк скинуть, то есть, попытается «заставить» клиента расписаться в получении.
 
Если ты ошибся — расписался, а косяк обнаружил после — можешь попробовать заявить оператору о претензии. Тогда она тебе должна дать номер КСС — контрольно-справочной службы. Они разбирают проблемы с розыском посылок, долгой доставкой и всеми подобными случаями. Либо номер начальника почтамта или его заместителя, они и будут твою проблему решать. Обычно почта старается дела до суда не доводить и договориться полюбовно.
 
Был такой случай: звонит клиент в нашу КСС и говорит, что в посылке вместо двух килограммов красной икры ему пришел один килограмм икры и пакет риса. Мужик заявляет, что вторую банку икры утащили операторы и грозит судом. КСС спрашивает, уверен ли клиент, что его не обманул поставщик. «Да, уверен, — отвечает мужик. — Это ваши сотрудники ее съели. Либо я подаю в суд, либо вы мне ее компенсируете по рыночной цене». КСС у него спрашивает, а был ли сертификат на икру: «Если был, то мы без проблем все компенсируем в установленном порядке. Если сертификата не было, то мы подаем встречный иск — за нарушение правил и незаконный оборот икры». В общем, мужик подумал-подумал и решил лучше кашку из этого риса сварить.
 
О любимой дочке и курочке
 
С продуктами в посылках вообще отдельная песня. Их пересылать нельзя, но это мало кого волнует. Представьте — девочка из деревни поступила в красноярский вуз. Родители к ней часто ездить не могут — у них хозяйство. Но мама же любимую дочку без домашних продуктов никогда не оставит? Поэтому она собирает в коробку замороженное мясо, курицу, овощи и отправляет это посылкой в город. Ну а что, из деревни до города всего 3-4 часа езды, ведь продукты не успеют испортиться? Конечно, мама не учитывает, что начальник отделения после работы вряд ли понесет ее посылку лично в город. Или специально для этого отправит трактовую машину.
 
Посылка проходит стандартную процедуру — до вечера лежит в отделении, потом попадает на сортировку. Утром ее сдают на трактовую машину до города и посылка едет. Прошли уже сутки. Посылка доезжает до города, попадает на сортировку, там ее обрабатывают, на это уходят ещё примерно сутки. В итоге мясо и курочка по запаху уже напоминают тех самых змей. Хотя казалось бы — ехать какие-то 200-250 километров...
 
О страховках и ЧП на почте
 
Вообще, если пересылаешь важные вещи, не стоит экономить на страховке. Посылку можно застраховать на сумму до 100 тысяч рублей, выйдет сравнительно недорого.
 
Человеческий фактор никто не отменял. В крупных сортировочных центрах на моей памяти было два потопа и один пожар. Просто сообщили, что сгорели все международные отправления — те самые посылки с Алиэкспресса. И некоторое время к нам поступали обгорелые пакеты. Были, правда, версии, что на самом деле сгорело немного, а основную часть посылок растащили. А уже когда увидели масштаб растащенного, то списали всё на пожар, чтобы замести следы.
 
Об индексах и возвратах
 
На сортировке в нашем отделении треть сотрудников — люди пожилые. У них слабое зрение. Это надо учитывать, когда ты заполняешь адрес отправителя и получателя, и указываешь индекс от балды. Пользуешься услугами «Почты России» — выучи свой индекс! Иначе это создает проблемы и клиентам, и нам.
 
Для чего нужен индекс? У каждого региона, города и даже у каждого почтового отделения свой собственный индекс. Часто на письме бывает неразборчивый адрес. Сотрудник почтамта не будет разбирать ваши кривые каракули, а просто отправит письмо на то отделение, индекс которого указан. И если это отделение не вашего адресата — письмо не доставят, его вернут в центральный сортировочный пункт с пометкой «возврат», «досылка», «не такой-то адрес». И уже там его внимательно осмотрят и отправят по адресу. Как минимум это увеличивает сроки доставки, а порой есть шанс, что оно вернется отправителю.