Три месяца Новороссийский почтамт возглавляет Валерий Сергеев. Человек со свежим взглядом на происходящее рассказал, что он думает по поводу реформирования системы:
— Валерий Валерьевич, расскажите о реформировании «Почты России».
— Первый шаг — акционирование. Если сейчас «Почта России» — это ФГУП (Федеральное государственное унитарное предприятие), то вскоре станет ОАО, акционерным обществом, что даст экономическую, хозяйственную самостоятельность. После акционирования «Почта России» сосредоточится на трех направлениях бизнеса: непосредственно на привычном почтовом, на посылочном, а также на финансовом — оплата населением через почтовые отделения различных видов услуг. Последнее направление уже в достаточной степени развито, но будет и дальше развиваться. Например, у нас уже можно оплатить штрафы ГИБДД, оформить пластиковую карту, купить и оплатить услуги сотовых операторов.
— Одно из заметных реформирований «Почты России» — значительное увеличение тарифов на доставку подписных изданий, отчего стонут редакционные коллективы периодики, поскольку и без того невысокая подписка резко сократилась. А вы сами почувствовали пользу от увеличения тарифов?
— Чем больше количество подписчиков, тем наше предприятие больше зарабатывает. Поэтому здесь палка о двух концах. В Москве возникшую ситуацию уже осознали. Не знаю, какое будет принято в конечном итоге решение, но нам уже сегодня необходимо изыскивать внутренние резервы. Хотя, отмечу, что в Новороссийске общий объем корреспонденции, которую разносят наши почтальоны, постоянно увеличивается.
— Вы сами читаете прессу?
— Конечно! Предпочитаю газету «Совершенно секретно». Читаю также «Ведомости», «Коммерсантъ», «Аргументы недели». Качество издания, как я заметил, зависит от авторов. Вот для меня заметная трансформация в плане авторского состава произошла в журналах «Итоги» и «Профиль», которые начинались как интересные издания, а сегодня сошли на нет. Журналистский труд все-таки зависит от личностей, от профессионализма автора. А сейчас в периодике появляется все больше очень поверхностных публикаций. Иные по уровню компетентности напоминают мне известного представителя Госдепартамента США по фамилии Псаки. Это тоже одна из причин падения подписки. Так что нельзя всю вину валить на почту.
— На мой взгляд, поверхностность публикаций в периодике — результат конкурентной борьбы между печатной прессой и Интернетом, где пользователи, а это в основном молодежь, приучены к краткости содержания информационных сообщений. И, к сожалению, молодежь не приучена к вдумчивому чтению.
— Совершенно согласен! Посмотрите на результаты ЕГЭ по русскому языку в этом году. Требования были снижены, тем не менее, выпускники сдали экзамен хуже всех предыдущих лет. Уровень выпускников с каждым годом падает. Проучившись 11 лет в школе, молодые люди не научились читать, а отсюда и слабое владение родной речью. Дело в том, что чтение хорошей литературы дает возможность развивать мышление и учиться оборотам речи, построению фраз. Чтение учит и правильно говорить.
Интернет — это хорошо, но он, к сожалению, убивает не только знание русского языка, но и живое общение. Если люди умеют разговаривать, слушать и анализировать, но не через Сеть, а напрямую, то они могут решить любые сложные проблемы.
— Если наша молодежь, в чем мы с вами едины во мнении, не приучена к вдумчивому чтению, значит ли это, что потенциально у печатной периодики вообще не будет подписчиков, читателей?
— Не думаю. Наверное, нет. Молодость — это тот недостаток, который быстро проходит. Жизнь заставит нынешнее молодое поколение следить за свежей прессой. Тем более что информацию из Интернета, как правило, нужно делить на три, а то и на большее число. Просто мы сейчас переживаем всплеск популярности Интернета. Это все пройдет и успокоится, как и все новое. Интернет займет свою нишу в информационном пространстве, и люди вернутся к чтению газет и журналов.
По себе сужу. Мне чтение свежей газеты за чашечкой кофе доставляет особое чувство комфорта. Я не мыслю себя без этого особого состояния, которое совмещает в себе и отдых, и одновременно развивает мышление, кругозор.
— У вас есть хобби, помимо чтения прессы, связанное с почтовой сферой? Например, вы марки коллекционируете?
— В детстве увлекался филателией, собирал марки с аквариумными рыбками. У меня были довольно большие альбомы. С удовольствием этим занимался в школьные годы.
— Вопрос от бывшего филателиста бывшему же: а где сейчас можно купить почтовые марки коллекционеру? В советские времена проблем с этим не было — в любом киоске «Союзпечати».
— Сейчас в киосках «Роспечати» тоже бывают в продаже коллекционные марки, хотя и в таких объемах, как в советские времена. Можно приобретать марки и в почтовых отделениях. У нас, к примеру, есть нереализованные еще марки, посвященные Сочинской Олимпиаде.
— Есть ли какие-то особые принципы руководства почтой? Как вы строите свою работу начальника?
— С приходом сюда я ввел ту же практику, что сложилась в городской администрации: по понедельникам мы проводим обязательную утреннюю планерку с уже готовыми к рассмотрению вопросами, с разбором тех проблем, жалоб, ситуаций, которые у нас произошли за прошлую неделю. И мы сразу прорабатываем решения. Потому что все наши службы внутри почтамта тесно завязаны друг на друга, и сбой в работе одного звена ведет к перебоям в работе всей системы.
Помимо этого, каждые две недели я собираю руководителей почтовых отделений — отдельно по Новороссийску, отдельно по Геленджику. Однако практика показала, что этого недостаточно, поэтому будем собираться хотя бы раз в десять дней, по три раза в месяц. Для того, чтобы привести почтамт в полное соответствие требованиям.
И плюс я регулярно объезжаю все почтовые отделения. У меня есть полный реестр задач, которые мы решаем изо дня в день.
— В отличие от транспортной сферы, где костяк коллектива составляют мужчины, на почте работают в основном женщины. Насколько легко вы адаптировались в женском коллективе?
— Все прежнее руководство почтамта я знал и прежде по работе, бывал на всех почтовых отделениях. Поэтому сложностей с адаптацией не возникло. Но это если говорить об уровне компетенции. А если касаться особенностей именно женского коллектива, то руководителю невозможно отстраненно воспринимать все возникающие внутри него нюансы. Поэтому, да, приходится быть не только руководителем, но и коллегой.
— А есть у вас какие-то особые подходы к подчиненным женщинам?
— Хороший вопрос. Сразу и не ответишь. Но, знаете, для каждого руководителя достаточно велико значение доверия подчиненных. Если я что-то обещаю, я просто обязан это выполнять. Потому что стоит один раз обмануть — и тебе перестанут верить. А когда установлен такой мостик доверия, то и свои обязанности подчиненные будут лучше исполнять.
— Прежних руководителей Новороссийского почтамта, женщин, коллектив заметно побаивался, видел это своими глазами. А сейчас, как мне показалось с первого взгляда, подчиненные влюблены в своего руководителя. Вы сами это чувствуете?
— Ну, где-то, наверное, есть такое немножечко. Но, понимаете, коллектив — это та же семья, только на работе. Поэтому, конечно, я знаю, чем он живет, знаю, у кого какие трудности, кому и как надо помочь. Стараюсь во всем идти навстречу своим сотрудникам. Пусть это будет какая-то мелочь, но люди это запоминают и, соответственно, стараются тебя не подводить ни в чем.
— В октябре прошлого года одно из очередных заседаний Общественной палаты при главе города было полностью посвящено работе Новороссийского почтамта. Члены палаты тогда поставили почтовикам неудовлетворительную оценку. Как новый руководитель, что вы ставите для себя приоритетом в исправлении этого «неуда»?
— Действительно, упреки к работе почты, прежде всего к ее техническому оснащению, внутреннему состоянию, недоукомплектованности были справедливыми. У нас сегодня два приоритетных направления. Одно из них — приведение почтовых отделений связи в соответствующий вид. И второе — работа с кадрами, комплектация штатного состава. Самый больной вопрос — доставка корреспонденции. Где-то были серьезные сбои, даже городскую ежедневную газеты доставляли с опозданием.
За минувшие три месяца некоторые проблемы удалось если не кардинально изменить, то в значительной степени решить.
Что касается кадровых вопросов, то сегодня укомплектованность Новороссийского почтамта составляет 95 процентов, а это, в принципе, хороший показатель. Мы стали более активно работать с городскими службами трудоустройства и занятости населения, со средствами массовой информации по привлечению к нам работников.
Я произвел лишь одно кадровое изменение, назначив нового начальника участка обработки почты. Это один из ключевых участков почтамта, куда стекается вся корреспонденция, обрабатывается, сортируется и расходится по отделениям. При прежнем руководителе сотрудники участка не всегда успевали вовремя справляться со своими обязанностями, из-за чего возникали серьезные проблемы с доставкой почты адресатам, потребителям. И вся работа почтамта рушилась по принципу домино. После этого кадрового изменения за последние полтора месяца, тьфу-тьфу-тьфу, не было ни единого сбоя.
— Валерий Валерьевич, что бы вы пожелали коллегам?
— Уверен, что у нас с коллегами получится решить проблемы и с заработной платой, и с техническим оснащением, и с ремонтом. Но хочу пожелать немножко терпения. Главное, чтобы каждый понимал — мы оказываем сервисную услугу населению. И от того, как мы обслуживаем наших клиентов, зависит наш заработок. Поэтому хочу пожелать всем нашим сотрудникам быть более открытыми, доброжелательными, улыбчивыми. И вежливыми. Потому что наши рядовые работники — операторы и почтальоны — это лицо почты.
Конечно, желаю всем здоровья, счастья и благополучия!
Беседовал Евгений Рожанский
Специально для «ВК Пресс»