Новости

"Почта" запустила адресную рассылку с геолокацией

20.01.2016
"Почта" запустила адресную рассылку с геолокацией

ФГУП "Почта России" запустило новую услугу адресной рассылки для предприятий малого и среднего бизнеса. Сервис позволяет предпринимателям регулировать географию доставки с точностью до одного дома, рассчитывать количество и стоимость отправлений - до квартиры. В этом проекте "Почта" использует геолокационные данные "Яндекса" и собственные базы данных. Уже в 2016 г. "Почта России" планирует привлечь более 10 тыс. клиентов и дополнительно заработать на новом сервисе 150 млн руб.
 

Сервис geo.pochta позволяет клиенту самостоятельно выбрать район и даже отдельные дома, куда необходимо отправить рекламно-информационные материалы. Стоимость услуги рассчитывается автоматически в режиме онлайн. "Теперь, чтобы сообщить в рассылке жителям района или населенного пункта, например, об открытии магазина, кафе или салона красоты, компаниям не нужно долго искать подрядчиков и ждать расчета стоимости доставки. С новым сервисом "Почты России" это займет всего несколько минут, причем процесс ценообразования абсолютно прозрачен, поскольку расчет происходит в режиме реального времени", - рассказала заместитель генерального директора "Почты России" по почтовому бизнесу Инесса Галактионова.

Пока в онлайн можно только рассчитать стоимость и составить заявку. В будущем "Почта" планирует расширить сервис: компания возьмет на себя также разработку дизайна и печать материалов. Кроме того, почтовый оператор собирается ввести ранжирование адресов по стоимости квадратного метра жилплощади.

Напомним, что услугу адресных рассылок (директ-мэйл) "Почта России" запустила летом прошлого года. К 2018 г. компания планирует занять 70% этого рынка, заработав на нем около 9 млрд руб. По их прогнозам, за три года рынок адресных рассылок вырастет с 340 млн до 800 млн адресных отправлений (см. новость ComNews от 26 июня 2015 г.). В 2015 г. адресные рассылки принесли "Почте России" 320 млн руб. выручки.

До апреля geo.pochta работает в бета-режиме. Пока "Почта России" запускает новую услугу для 14 крупнейших городов страны. По прогнозам специалистов компании, в 2016 г. сервисом воспользуется 10 тыс. предпринимателей, а "Почта" получит 150 млн руб. дополнительного дохода.

По словам представителей ФГУП, стоимость базовой услуги (рассылка) - в среднем 30-50 коп. за штуку для листовок и от 60 коп. до 1 руб. для небольших буклетов. Средний чек небольшой рекламной кампании (до 10 тыс. адресов) составит 3,5-5,5 тыс. руб.

Представители почтового оператора уверены, что новый сервис будет востребован. В России сейчас (по данным Минэкономразвития) 5,6 млн предприятий малого и среднего бизнеса, которые генерируют почти 20% ВВП страны, сообщил руководитель департамента директ-маркетинга "Почты России" Сергей Черкасов. "Сейчас им тяжело, но потенциал роста большой", - считает он.

Негативной реакции со стороны получателей на то, что количество рекламы в их почтовых ящиках вырастет, в компании не ждут. По словам Инессы Галактионовой, количество почтовых отправлений на человека в России раз в 40 меньше, чем в Европе. "Аналогичные онлайн-услуги для малого бизнеса успешно работают у глобальных почтовых операторов в США, Великобритании, Франции и других странах", - сообщила она.

Конкуренции со стороны e-mail-рассылок "Почта России" не боится. "Эффективность e-mail-рассылок падает, компании постепенно сокращают их долю", - заявил Сергей Черкасов. По его словам, вероятность того, что получатель прочитает электронное рекламное послание, в России менее 10%, а эффективность обычного директ-мэйла - 33%.

По словам президента Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, костяк рынка директ-мэйла составляли рассылки каталогов продукции. Но компании (например, один из лидеров - "Ив Роше") одна за другой уходят, потому что затраты превышают отдачу. В 2004 г. объем российского рынка директ-мэйла составлял $800 млн. Но в результате роста цен на почтовые услуги обороты упали в сотни раз. Оценить объем рынка сейчас он не взялся. "Рынок директ-мэйла в России практически умер. Его уже нет", - заявил ComNews Александр Иванов.

Новая услуга "Почты России", по словам Александра Иванова, в теории может быть востребована у предпринимателей - если цены на нее будут адекватными. "В этом есть сомнения - "Почта" умеет поступать с ценами круто", - отметил он.

По словам эксперта, одного технического решения мало - нужно работать с клиентами. "Нужно, чтобы листовки работали, нужно объяснять, что работает, а что нет, как правильно оформлять. Если вся эта история для местной районной парикмахерской - они просто отправят человека, который разбросает листовки повсюду, и никакую рассылку заказывать не будут. Если же нужна выборка - это нужно уметь делать", - пояснил президент Национальной ассоциации дистанционной торговли.

По мнению Александра Иванова, чтобы появились квалифицированные специалисты по директ-мэйлу, нужно несколько лет, а российский рынок сейчас оказался на уровне 1991 г. При этом тогда у "Почты" не было такой конкуренции со стороны новых, технологичных видов рекламы. С другой стороны, в таких странах, как, например, Германия, адресные рассылки составляют 27-28% оборота почты. "Это огромные деньги. Поэтому и нам когда-то надо начинать", - сказал Александр Иванов.