Новости
30/05/2018
США решили ввести пошлины на китайские товары
29/05/2018
«Почта России» запустила дронов со второй попытки
27/05/2018
Объем товарооборота России и Китая может достигнуть $200 млрд к 2020 году
26/05/2018
«Ваши посылки тоже швыряют, смиритесь»: откровения работницы «Почты России»
25/05/2018
Крупнейшие авиакомпании замедлили темпы роста объема перевозки грузов и почты
Архив новостей
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
Новости
День российской почты
10.07.2016
День российской почты установлен Указом президента Российской Федерации от 16 мая 1994 года, отмечается ежегодно во второе воскресенье июля. В 2016 году эта дата приходится на 10 июля.
Праздник был учрежден к 300-летию создания первой российской внутренней почтовой линии, основанной по указу Петра I для организации регулярного почтового сообщения между Москвой и Архангельском.
Российская почта — одна из старейших в Европе, она зародилась в самом начале образования Киевской Руси в IX-X веках. В те времена на крестьянство накладывалась специальная повинность, которая называлась "повоз". Население обязано было поддерживать в порядке дороги, предоставлять для государственных нужд подводы с лошадьми, продовольствие и проводников. В дальнейшем "повоз" стал основой для создания почтовых служб.
В начале XIII века на Руси была организована "ямская гоньба" — специальная служба для пересылки письменных сообщений, которая просуществовала до конца XVIII века.
Большой вклад в развитие русской почты внес выдающийся государственный деятель Афанасий Ордин-Нащокин (около 1605-1680). Он установил первое почтовое сообщение с зарубежными странами (с Вильно и Ригой), ввел в обращение термин "почта" вместо "ямской гоньбы", установил твердые сроки отправки и получения почты, сортировку писем по городам и их заделку под печати в мешки, ларцы, сумы, меха. Ямщики стали называться почтарями и одевались в форменную одежду. Появилась регулярная почтовая связь с российскими городами, и население получило возможность за плату пересылать частную почту, так называемые "грамотки".
При Петре I мероприятия по развитию почтовой связи были продолжены. В 1693 году он издал указ об организации внутренней почтовой линии по маршруту Москва — Переславль-Залесский — Ростов Великий — Ярославль — Вологда — Архангельск.
При Петре I были также открыты регулярные почтовые тракты Москва — Рига, Москва — Петербург, учреждены почтамты в Москве (1711) и Петербурге (1717), в больших городах появились почтовые конторы. В самом начале XVIII века была создана фельдъегерская служба для ускоренной пересылки важных государственных документов. Для нужд армии была организована военно-полевая почта.
Почтовые реформы продолжились при Екатерине II. В 1781 году при Коллегии иностранных дел был создан Почтовый департамент, который вскоре был выделен в самостоятельное Главное почтовых дел управление. В том же году была начата пересылка по почте денежных средств и введена доставка писем на дом почтальонами.
В 1783 году были введены единые для всего государства тарифы на пересылку писем и посылок, зависящие от массы почтовых отправлений и расстояния их пересылки. В 1843 году расстояние учитываться перестало.
В 1833 году в Санкт-Петербурге и Москве в мелочных лавках и кондитерских были установлены почтовые ящики для сбора писем. В 1837 году почта впервые была отправлена по железной дороге из Санкт-Петербурга в Царское Село. Впоследствии почта стала перевозиться в специализированных почтовых вагонах и в специально оборудованных каютах пароходов. Изменились способы оплаты пересылки писем. С 1845 года стали выпускаться штемпельные конверты для международной и городской почты. В 1857 году для подтверждения оплаты почтовых тарифов в России была выпущена первая почтовая марка.
Почтовые карточки были введены в обращение в России в январе 1872 года.
В 1874 году Россия стала одним из основателей Всемирного почтового союза.
В первые десятилетия XX века в России для ускорения доставки почты начали использовать авиацию. Первый авиационный перелет с почтовым грузом состоялся 31 марта 1918 года из Петрограда в Москву. Сначала перевозилась только служебная почта, но уже с 1922 года была введена платная пересылка частной простой и заказной корреспонденции.
Во время Великой Отечественной войны перед почтой стояла задача обеспечения бесперебойной связи между фронтом и тылом. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток, в такой ситуации и родился знаменитый "солдатский треугольник". Ежемесячно в действующую армию доставлялось до 70 миллионов писем. Почтовые вагоны прицепляли к самым срочным воинским эшелонам, почта перевозилась самолетами, автомобилями, пароходами, мотоциклами — всеми возможными способами.
Разрушенная войной почтовая отрасль была восстановлена в 1950-х годах. Дальнейшее развитие почтовой связи шло по пути механизации и автоматизации процессов обработки почты, совершенствования организации ее перевозки и доставки. Постепенно почта увеличивала количество услуг: многие почтовые отделения объединяли в себе телеграф и телефон, осуществляли подписку и доставку печатных изданий, стали принимать оплату за коммунальные платежи и выдавать пенсии и пособия.
Многие десятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики. В начале 1990-х годов на правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль.
Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995 году управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ.
В 1996 году Министерство связи РФ впервые за многовековую историю существования российской почты решило нарушить государственную почтовую монополию на некоторые почтовые услуги, в результате чего в России возникли коммерческие почтовые компании.
В соответствии с Концепцией реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, принятой распоряжением правительства РФ 28 июня 2002 года, в почтовой отрасли РФ проведена реорганизация. Все существующие организации федеральной почтовой связи были объединены в единый федеральный оператор почтовой связи — Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России".
Предприятие было создано распоряжением правительства от 5 сентября 2002 года, 13 февраля 2003 года проведена его государственная регистрация.
29 марта 2013 года "Почта России" вошла в Перечень стратегических предприятий Российской Федерации.
Сегодня "Почта России" обладает самой крупной филиальной сетью в стране — порядка 42 тысяч почтовых отделений и объединяет один из самых больших трудовых коллективов страны — более 300 тысяч сотрудников. Ежегодно Почта России доставляет более 2,5 миллиарда писем и около140 миллионов посылок, а также более одного миллиарда экземпляров печатных изданий для 20 миллионов подписчиков. Объем транзакций, которые проходят через "Почту России" (пенсии, платежи и переводы), составляет 3,5 триллиона рублей в год.
По итогам 2015 года чистая прибыль ФГУП "Почта России" составила 1,578 миллиарда рублей, что на 27,8% больше, чем в 2014 году (1,235 миллиардов рублей). Выручка предприятия от продажи товаров, продукции, работ и других увеличилась на 6% и составила 149 миллиардов рублей (140,4 миллиарда рублей в 2014 году).
Генеральный директор ФГУП "Почта России" — Дмитрий Страшнов.