Новости
30/05/2018
США решили ввести пошлины на китайские товары
29/05/2018
«Почта России» запустила дронов со второй попытки
27/05/2018
Объем товарооборота России и Китая может достигнуть $200 млрд к 2020 году
26/05/2018
«Ваши посылки тоже швыряют, смиритесь»: откровения работницы «Почты России»
25/05/2018
Крупнейшие авиакомпании замедлили темпы роста объема перевозки грузов и почты
Архив новостей
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
Новости
Украинская таможня перестала пропускать в страну некоторые посылки с техникой Xiaomi, купленной в зарубежных интернет-магазинах
26.05.2017
С конца апреля украинцы, которые покупают продукцию бренда Xiaomi напрямую из Китая, стали жаловаться на то, что к ним не доходят некоторые посылки с техникой, заказанной в зарубежных интернет-магазинах. Об этом сообщил представитель одного из китайских магазинов, связавшийся с украинской коммьюнити. Покупатели уточняют, что почтовая служба их предупредила о том, что посылки отправляются назад отправителю.
Во всеукраинское сообщество Xiaomi Mi Community, по состоянию на начало мая, поступило несколько жалоб/вопросов от частных лиц. Судя по всему, пока проблема не носит массовый характер.
«Люди считают, что это мы монополизируем рынок. Это не так, мы не имеем отношения к запрету», — уточняет Дмитрий Лупич, координатор украинского коммьюнити.
В Украине представителем правообладателя торговой марки Xiaomi является Александр Шевченко, информация о котором значится в официальном реестре на сайте Государственной фискальной службы (ГФС).
Украинская таможня подтверждает, что, в соответствии с действующим законодательством, он (и только он) на правах представителя правообладателя может разрешать или запрещать, блокировать доставку и возвращать посылки. Задержка может достигать 10 дней. Далее им принимается решение – или правообладатель обращается в суд, или не препятствует таможне завершить таможенное оформление.
К представителю правообладателя обратились за комментарием, чтобы уточнить – был ли запрос с его стороны и будет ли он касаться частных отправлений. По его словам, запрос есть, и он соответствует статье 398 Таможенного кодекса Украины, но посылки, в которых находится 1-2 единицы товара, не заворачиваются. Кроме того, Александр Шевченко заявил о том, что параллельно с ним другие лица каким-то образом зарегистрировали такие же права. Хотя о них информации в реестре нет.
Что же такое исчерпание прав? Ранее подробно об этом написал Сергей Арабаджи, основатель Hotline.ua. Производитель товара под собственной торговой маркой теряет право на его коммерческую эксплуатацию после первой продажи. Это значит, в том числе, что новый собственник может рекламировать этот товар. В этом смысле, права владельца на торговую марку исчерпываются. Вроде бы, все понятно и не должно быть никаких разночтений: товар произведен ради продажи, из его продажи извлечена выгода, у товара новый владелец, поэтому его производитель не должен, и не имеете прав препятствовать дальнейшей продаже этого товара.
Но при международной торговле разночтения появляются. Некоторые страны считают, что импортер (покупатель) товара должен при ввозе в свою страну подтвердить у производителя право на его продажу. Это называется национальный принцип исчерпания прав. Если этого делать не требуется – это международный подход.
На сегодняшний день, в нашем законодательстве принцип исчерпания прав четко не установлен. Это создает возможность для альтернативной трактовки: существующий Таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности, который призван не допустить импорт подделок, используется некоторыми дистрибьюторами, вендорами и таможней для ограничения импорта оригинальной продукции.
Фактически в Украине четкий механизм действия интеллектуальных прав не прописан. Формулировка Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (ст. 16, п. 6) позволяет считать, что устанавливается международный принцип, но об этом явно не сказано. Более того, недавно ВРУ планировала принять поправку, которая привела бы нас к национальному принципу. А фактическое наличие таможенного реестра, в который вносятся охраняемые объекты, приближает к российской практике, где производитель, а не покупатель решает, куда может быть отправлен его товар. В результате получается, что если в определенной стране есть зарегистрированный представитель правообладателя, то он может определять, кто имеет право ввозить товар в страну и таким образом полностью контролировать импорт, цены и ассортимент в стране. И это касается не только тех, кто завозит технику и другие товары в коммерческих масштабах. Это может происходить