Новости

"Почта России": больше цифры - большие проблемы

17.12.2012
"Почта России": больше цифры - большие проблемы

Стремительный рост показателей интернет-шопинга вынудил молодых представителей среднего класса тратить время в очередях "Почты Росии". В 2011м году ассоциация электронных коммуникаций и НИУ ВШЭ оценили оборот национального онлайн-ритейла в 309,4 млрд рублей. На физические товары, доставкой которых занимается в том числе "Почта России", приходится 75%. Авторы исследования предсказывали рынку величину роста на 27% по итогам текущего года.

В исследовании РАЭК и НИУ ВШЭ отмечалось, что "серьезные препятствия для развития рынка вызывают службы доставки, в первую очередь "Почта России"", а также то, что, "отчаявшись дождаться сервиса от "Почты России", многие интернет-магазины начали строить свою систему логистики в городах России".

Но есть еще зарубежные интернет-магазины, которые если и отправляют товары в Россию, то только почтой. И хотя это долго и неудобно, в прошлом году россияне заказали из-за рубежа одежду и прочие товары примерно на 30 млрд рублей.

Из одного из крупнейших интернет-магазинов одежды - британского Asos до получателей в ряде европейских стран, а также в Австралии и США посылки добираются за шесть-восемь рабочих дней. До большинства - за 17. А до России - за 23 рабочих дня.

"Почта России" - это 1,5 млрд писем и 50 млн посылок в год. Казалось бы, внушительные цифры. Однако эти услуги приносят организации менее 40% дохода.

По числу почтовых отправлений на одно домохозяйство (до 30 в год) "Почта России" уступает любому крупному мировому почтовому оператору. В Западной Европе этот показатель выше в 10-15 раз, в США - в 20-25 раз. Эти цифры есть в "Стратегии развития ФГУП "Почта России" в 2012-2016 годах", подготовленной Boston Consulting Group.

Кроме того, в документе говорится, что в этих странах почтовых отделений на одно домохозяйство приходится существенно меньше, чем в России. Закрыть лишние отделения (примерно 11 тысяч, то есть каждое четвертое) "Почте России" не позволяют действующие с доперестроечных времен нормативы. Пересматривать их правительство не собирается: на "Почту России" работают 392 тысяч человек (почти все - участники "Общероссийского народного фронта").

В итоге ФГУП выживает как может. Пытается без банковской лицензии играть на поле финансовых услуг (это обеспечивает компании 40% выручки) и торговать чем придется, не только более или менее уместными в почтовых отделениях книжками и дисками, но также продуктами, косметикой и даже одеждой (еще 13%).

Так, несколько месяцев назад прогремел скандал вокруг микрокредитов под 2800%, сейчас в социальных сетях и блогах обсуждают, как провинциальные почтовые отделения "спаивают Россию", продавая "под видом косметического средства для ухода за волосами 75%-ый спиртовой раствор с оригинальным названием "Тоник с экстрактом красного перца"".

В прошлом году "Почта России" получила 120,7 млрд рублей выручки при затратах 136,1 млрд рублей. За счет прочих доходов (20 млрд рублей), в том числе помощи госбюджета, удается балансировать: чистая прибыль составила почти 800 млн рублей.

Проект модернизации "Почты России" оценивается примерно в 200 млрд рублей до 2020 года (из них на 2012-2015 годы - 158 млрд рублей). У "Почты России" таких денег нет.